Различия между классическим гипнозом и эриксоновским гипнозом

Важно понимать, что когда мы сравниваем классический и эриксоновский гипноз, речь идет не о двух разных гипнозах, а о двух подходах к гипнозу, которые сильно различаются между собой.

В КЛАССИЧЕСКОМ ГИПНОЗЕ применяется авторитарный подход, в котором человек находится в измененном состоянии сознания  (ни сна, ни бодрствования) практически под полной властью гипнотизера, который дает ему прямые (директивные) внушения.

 

ПРИ ЭРИКСОНОВСКОМ ГИПНОЗЕ  используется разрешающий подход – субъект транса (тот человек, которого гипнотизируют) чувствует и понимает, что ему «разрешается» практически всё. При этом гипнолог, работающий в эриксоновском гипнозе, считает себя проводником, гидом, который помогает субъекту транса ориентироваться в процессе гипноза, и особо подчеркиваются партнерские, равные отношения между гипнологом и клиентом.

Если в традиционном гипнозе гипнотизер стремится создать отношения подчинения, то в эриксоновском гипнозе, напротив, происходит высвобождение. И это — одно из главных отличий эриксоновского (недирективного) и классического (директивного) гипноза.

 

В традиционном гипнозе основной упор делается на то, чтобы с помощью прямых директивных внушений внедрить человеку в голову определенные мысли, идеи, чувства и ощущения.

В эриксоновском гипнозе тоже используют внушения, однако основная работа направлена на то, чтобы высвободить и начать активно использовать то, что у человека уже есть внутри – его положительный опыт, накопленные знания и умения, навыки, воспоминания.

Основная задача эриксоновского гипнотерапевта заключается в том, чтобы помочь вам максимально полно воспользоваться своими собственными возможностями и ресурсами для достижения ваших целей.

ВНУШЕНИЯ В ЭРИКСОНОВСКОМ ГИПНОЗЕ

 

По оценкам ученых, большинство людей использует не более 10% своего умственного потенциала. Наше сознание слишком узко, жестко и ограниченно в своих представлениях о том, на что мы способны.

Наша система образования и воспитания научила нас определенным навыкам и вооружила некоторыми знаниями, но в то же время ограничила нас жесткими рамками предубеждений против наших способностей и субъективными представлениями о том, что мы можем, а что – нет.

Много раз в прошлом у вас, наверняка, бывали такие моменты, когда вы могли настолько погрузиться в то, что вас интересует, что просто не замечали ничего вокруг.

В такие моменты вы способны не слышать того, что говорят прямо рядом с вами, не видеть ничего, кроме того, чем вы заняты, не чувствовать, например, что ваша поза неудобная, и нога затекла и онемела. Всё это вы делаете легко и автоматически, когда не задумываетесь об этом. Тем не менее, если попросить вас прямо сейчас «не слышать» или «не видеть» чего-либо, вашей реакцией, скорее всего, будет недоумение и акцент внимания как раз и будет на том, чего «не надо» делать...

Наше сознание не знает, как это «не слышать» и «не чувствовать» по прямому указанию, хотя в соответствующих обстоятельствах мы делаем это легко и не задумываясь.

 

В эриксоновском гипнозе используются особые формы внушений – косвенные внушения.

Эта форма гипнотического внушения направлена на то, чтобы человек мог выполнять определенные действия, которые он затрудняется делать сознательно, хотя автоматически и бессознательно они вполне доступны этому же самому человеку в определенных жизненных ситуациях. С помощью таких косвенных форм внушения, характерных для эриксоновского гипноза, у клиента появляется возможность контролировать и направлять такие реакции, которые обычно регулирует подсознание.

 

Эриксон разработал множество уникальных форм косвенного гипнотического внушения, которые позволяют на мгновение изменить связывающие клиента ограничения сознания и открыться внутреннему потенциалу.

Хороший специалист прежде всего – это хороший наблюдатель, умело распознающий то, что тормозит развитие каждого конкретного клиента. Эриксоновский гипнотерапевт стремится предоставить средства для освобождения и активизации человеческого развития, воспользоваться которыми – это уже задача самого клиента.
Часто клиенты отождествляют себя с персонажами терапевтических метафор, тем самым впитывая в себя те качества, знания и умения, которые им необходимы для успешного решения своих проблем, и этот новый опыт затем переходит и в реальную жизнь.

Вы можете обнаружить, что вам необязательно целиком полагаться на стандартный образ мыслей и оставаться в плену у своих собственных ограничивающих психологических установок.

_______________________________________________________________________

 

В качестве примера обучающих историй Милтона Эриксона, приведу рассказ из его книги «Мой голос останется с вами…», который называется «Как пройти из комнаты в комнату».

 

Я спросил студента: «Как пройти из этой комнаты в другую?»

Он ответил: «Сперва нужно встать. Затем сделать шаг…”.

Я остановил его и сказал: «Назовите все способы, какими можно перейти из одной комнаты в другую».

Он сказал: «Можно бегом, можно шагом, можно прыгая на одной ноге или на двух; можно проделывая сальто. Можно выйти из здания, обойти его снаружи и зайти в комнату через другую дверь. Если хочется, то можно залезть через окно…».

Я сказал: «Вы обещали мыслить масштабно, а сами допустили промах, серьёзнейший промах. Когда я привожу этот пример, я обычно говорю: если бы мне нужно было попасть из этой комнаты вот в ту, я бы вышел через эту дверь, поехал бы на такси в аэропорт, купил билет в Чикаго, оттуда полетел бы в Нью-Йорк, Лондон, Рим, Афины, Гонконг, Сан-Франциско, Гонолулу, Чикаго, Даллас, затем обратно в Феникс, подъехал бы к дому на лимузине, вошел бы через задний двор, через черный ход, через заднюю дверь в эту комнату. А вы подумали только о движении вперед! И не подумали о движении в обратном направлении, ведь так? И к тому же забыли о том, что в комнату можно добраться ползком».

Студент добавил: «Или, разогнавшись, проехаться на животе».

 

Как же сильно мы ограничиваем себя в своем мышлении!

 

О сознательном и бессознательном в эриксоновском гипнозе 

Share

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *